Подводные лодки



Мемориальный комплекс «ПОДВОДНАЯ ЛОДКА Д-2 “Народоволец”»

 

Адрес: Шкиперский проток, 10

 (открыт в 1994 г.)

Все отсеки подводной лодки, ее внешний облик воссозданы такими, какими они были в годы Великой Отечественной войны.

Экспозиция посвящена истории подводной лодки Д-2 и действиям советских моряков-подводников в годы Великой Отечественной войны.

 

Д-2 «Народоволец» — (серии I, проект Д — «Декабрист», заводской № 178) — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны. За период войны «Д-2» совершила 4 боевых похода, произвела 12 торпедных атак с выпуском 19 торпед, уничтожила одно судно (4090 брт), повредила одно судно (2972 брт).

Изначально подводная лодка называлась просто «Народоволец», 21 августа 1934 года была переименована в «Д-2», однако как в обиходе, так и в официальных документах называлась как «Д-2», так и «Народоволец». Лодка была заложена 5 марта 1927 года на Балтийском заводе № 189 в Ленинграде, спущена на воду 19 мая 1929 года и 11 октября 1931 года вошла в состав Балтийского флота.

Летом 1933 года, лодка совершила переход по Беломоро-Балтийскому каналу и 5 августа вошла в состав Северного флота. 29 сентября 1939 года «Д-2» вернулась на Балтику и встала на ремонт и модернизацию.

«Д-2» в Великой Отечественной войне

Свой первый поход «Д-2» совершила 23 сентября 1942 года под командованием Р. В. Линденберга, спустя сутки лодка чуть не погибла, когда запуталась в противолодочной сети, выставленной немцами; двое суток подводники освобождали подводную лодку, погружаясь днём под воду, а ночью рубили стальную сеть. После освобождения «Д-2» прибыла на позицию у острова Борнхольм. 14 октября «Народоволец» открыл счёт, отправив на дно транспорт «Якобус Фрицен» (Jacobus Fritzen, 4.090 брт). Пять дней спустя, 19 октября 1942 года, лодка торпедировала и тяжело повредила морской паром «Дойчланд» (Deutschland, 2.972 брт), курсировавший между немецким городом Зассниц и шведским городом Треллеборг, при этом погибли 5 солдат, ещё 20 солдат и двое гражданских пропали без вести, 27 солдат и 6 гражданских получили ранения[. По заявлениям шведской прессы погибло более 600 по другим данным 900 человек. По данным разведки Балтфлота среди погибших был заместитель премьер-министра Норвегии Лунде, который возвращался после доверительной беседы с Адольфом Гитлером на родину. На самом деле Лунде погиб в автокатастрофе через 6 дней после атаки "Дойчланда" советской подлодкой и отношения к ней не имел.

Послевоенное время

После окончания войны «Д-2» продолжила нести службу на Балтийском флоте. В 1956 году подлодку разоружили и переформировали в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть УТС-6, исключив лодку из боевого состава флота. В 1989 году специальным постановлением правительства было решено создать мемориальный комплекс героям-подводникам Великой Отечественной войны, учёным, конструкторам и судостроителям. Комплекс был разработан в бюро морской техники ФГУП «ЦКБ МТ Рубин». В том же году «Д-2» была установлена в качестве мемориала-музея в Шкиперском протоке, неподалеку от площади Морской Славы, в Санкт-Петербурге, где стоит и в настоящее время. В 1993 году на лодке «Д-2» была открыта музейная экспозиция, при открытии музея присутствовали В. В. Путин, адмирал И. В. Касатонов, вице-адмирал В. В. Гришанов, контр-адмирал Л. Д. Чернавин, начальник Центрального военно-морского музея капитан 1 ранга Е. Н. Корчагин.

 

 

 

 

 

С-189 — подводная лодка проекта 613

 

Адрес: наб. Лейтенанта Шмидта

Проект 613 — это самая массовая дизельная подводная лодка советского флота. Лодка С-189 была заложена на Балтийском заводе 31 марта 1954 года и спущена на воду 4 сентября. Прослужив почти 35 лет, она была выведена из состава флота в 1990 г. и позже, в 1999 г., затонула в Купеческой гавани порта Кронштадта.

В 2005 г. за счёт средств бизнесмена, бывшего подводника, Андрея Артюшина подводная лодка была поднята и отремонтирована на одном из судоремонтных предприятий Санкт-Петербурга. После ремонта лодки и восстановления её внутренних интерьеров на её базе был создан частный музей, открывшийся 18 марта 2010 года. Одним из первых мероприятий музея стало торжественное спецгашение почтовой карточки, на которой воспроизведена картина художника-мариниста А.Ю. Заикина, изображающая подводную лодку С-189 во время морского парада.